Фотоконкурс «Птицы Северной Евразии»
Уважаемые коллеги!
Оргкомитет XIII Международной орнитологической конференции Северной Евразии извещает вас, что во время её работы планируется проведение фотоконкурса «Птицы Северной Евразии». Условия проведения и требования к представляемым работам изложены ниже.
«УТВЕРЖДАЮ»
Сопредседатель Оргкомитета XIII
Международной орнитологической
конференции Северной Евразии
Е.Н. Курочкин
«15» февраля 2010 г.
Положение о фотоконкурсе «Птицы Северной Евразии»
1. Общие положения
Фотоконкурс «Птицы Северной Евразии» (далее – фотоконкурс) проводится в рамках XIII Международной орнитологической конференции Северной Евразии с целью популяризации орнитологической науки, бёрдвотчинга (наблюдения за птицами) и повышения живого интереса к птицам и природе в целом среди широких слоёв населения.
1.1. Для участия в конкурсе допускаются только снимки диких птиц в естественной среде обитания. Не допускаются к участию в конкурсе снимки домашних и клеточных птиц, а также снимки в постановочных съёмках с ловчими птицами и съёмки птиц внутри больших закрытых вольер. Поскольку фотоконкурс привязан к Конференции (и в этом его специфика), «география съёмки» ограничивается территорией Северной Евразии. Отклоняются от участия в конкурсе работы, не отвечающие требованиям Положения, а также работы, выходившие в финал «Золотой черепахи» и других крупных конкурсов фотографии природы. В конкурсе не могут принимать участие члены оргкомитета и жюри конкурса, а также спонсоры и их семьи, руководители спонсирующих организаций. Снимки уязвимых и редких видов птиц на гнездах не принимаются.
1.2. Жюри фотоконкурса оставляет за собой право на выяснение деталей и условий проведения съёмки в случае каких-либо обоснованных подозрений в нарушении Правил конкурса. Фотографы, нарушающие Правила конкурса могут быть дисквалифицированы.
1.3. Конкурс фотографий/фотографов проводится по 4 номинациям. Специальными призами будут отмечены наиболее удачные снимки «сложных» видов птиц.
2. Время и место проведения
Прием цифровых изображений начинается с момента опубликования данного Положения и заканчивается в 24.00. (по московскому времени) 15 марта 2010 года. Работы просим пересылать по адресу: fotokon-oren-konf2010@yandex.ru
Выставка работ финалистов конкурса пройдет с 30 апреля по 4 мая 2010 года. Работы-финалисты будут экспонироваться в здании 2 корпуса Оренбургского государственного педагогического университета.
3. Участники конкурса
Конкурсные работы принимаются от участников и гостей XIII Международной орнитологической конференции Северной Евразии, а также допускается заочное участие в конкурсе фотографов, не имеющих возможности принять участие в Конференции.
4. Номинации конкурса
Номинация 1. ПТИЦЫ: ПОВЕДЕНИЕ
Работы в этой номинации должны отобразить умение фотографа поймать/запечатлеть динамичные, скоротечные и остросюжетные моменты из жизни птиц в природе (формально – движение, полёт, взаимодействие особей). Несмотря на то, что в фокусе внимания здесь документация поведения, необходимо помнить о базовых технических требованиях – чёткости изображения (исключение – намеренная «проводка») и эстетичности фона. При оценке фотографии будет учитываться и осмысленность сюжета – наполненность его конкретным биологическим контекстом.
Номинация 2. ПТИЦЫ: ПОРТРЕТВ МИКРОСТАЦИИ
В рамках фотоконкурса обычная статичная номинация «портрет» наполнена особым биологическим содержанием. Это не просто крупный план животного или его «лица», но некий характерный образ вида (особь на гнезде, в укрытии, с добычей, на сторожевом «посту», зависшая в воздухе, поющий самец и т.д.) в его характерной микростации (гнездовой, вокальной, кормовой и т.д.).
Номинация 3. ПТИЦЫ В ЛАНДШАФТЕ
Эта номинация относится к жанру «ландшафтной анималистики» и здесь решающее значение приобретает общая художественность работы как цельной картины (понимание композиции, чередования планов, необходимой глубины резкости, цветового решения кадра). Особь, группа или стая птиц должны быть сняты в красивом свете в естественном красивом ландшафте. Ландшафт имеет не меньшее значение, чем основной объект.
Номинация 4. ПТИЦЫ В ГОРОДЕ
В отличие от номинации «Птицы в ландшафте», эта номинация предполагает документальную съёмку, отображающую особые взаимоотношения птицы со средой обитания в городских и сельских условиях (всё нетипичное, оригинальное, яркое, запоминающееся, показывающее как птицы приспосабливаются к жизни рядом с человеком). Акцент на биологическом содержании сюжета, но при сравнительной оценке работ будут учитываться и базовые эстетические требования к съёмке (четкость изображения, понимание композиции, света, нужной глубины резкости). Особо подчеркнем, что данная номинация заметно уже, чем, скажем, «птицы и человек» и исключает съёмку кормления птиц (с рук) и съёмку птиц на кормушках.
Лучшая съёмка «сложных» видов птиц подразумевает успешную съёмку скрытных, осторожных и труднодоступных видов, плохо представленных или даже совсем отсутствующих в фотоколлекциях. Такие «сложные» виды совсем не обязательно означают «редкие виды».
5. Требования к конкурсным работам
5.1. Работы, предоставляемые на конкурс, должны быть авторскими. В каждую номинацию автор может подать не более 3-х работ. Одна и та же работа не может быть представлена в разные номинации.
5.2. Первоначально изображения, формата 2:3, посылаются как JPEG-file сохраненный на максимальном качестве (10-12 в программе Photoshop) и в размере (file size) 1200 пиксел по наибольшей стороне. При выходе фотографии в финальную стадию жюри запросит изображение в полном размере – предпочтительнее TIFF LZW, но допускается JPEG в максимальном размере первого сохранения (дополнительная информация будет разослана участникам, прошедшим в финал конкурса).
5.3. Цифровые изображения (включая сканирование слайдов) нужно откорректировать в графических редакторах (Photoshop и т.д.) и перевести в цветовой формат S-RGB. Допустимая коррекция включает выравнивание экспозиции, подтягивание насыщенности, умеренное повышение резкости, а также удаление «пыли» (чистку кадра). Возможно умеренное кадрирование изображения (не более 15-20%). Более серьёзные изменения первоначального изображения не допускаются.
5.4. В присылаемый файл изображения нужно внести данные о параметрах съёмки (в Camera data) – камера, объектив, диафрагма, выдержка и т.д. (при съёмке цифровой камерой они заносятся туда автоматически; при сканировании слайда данные нужно внести вручную).
5.5. Каждый участник должен заполнить и приложить следующий бланк, который направляется в Оргкомитет вместе со снимками единым архивом (rar или zip):
Ф.И.О. |
Почтовый адрес |
|
Номинация |
Наименование работы |
Наименование файла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.5.1. Наименование работы должно быть кратким и конкретным (например: «Певчий дрозд на гнезде», «Крачка, зависшая в воздухе»); не нужно давать её образное название – сама фотография должна задавать такой образ. Следует также указать видовое название птицы (если известно). Не забудьте указать номинацию, к которой относится работа.
5.5.2. Краткое название, номер номинации и фамилия автора должны быть включены в название файла (например, – Drozd_N1_Petrov.jpg или Turdus_N2_Petrov.jpg). При прохождении работы в финальную часть жюри может запросить более обстоятельное описание сюжета и условий съемки.
6. Подведение итогов конкурса
Подведение итогов конкурса осуществляет жюри (Приложение 2). Победители награждаются дипломами и призами.
7. Иные условия конкурса
Для оформления выставочного экземпляра (печать, оформление в багет с паспорту) авторы работ, вышедших в финальную часть конкурса, (об этом они будут информированы Оргкомитетом до 1 апреля 2010 года), должны будут в срок до 10 апреля 2010 г. перевести (почтовым переводом) 1000 рублей за снимок на адрес: 460052, г. Оренбург, мкр. 70 лет ВЛКСМ, д. 26, кв. 61. Корневу Сергею Викторовичу. В случае невозможности перечисления средств в указанный срок участник информирует об этом Оргкомитет, гарантируя оплатить расходы при регистрации на Конференции 30 апреля 2010 года в Оренбурге. Работы участников финального тура, не оплативших расходы, в экспозиции не участвуют. После проведения конкурса и выставки оформленные работы возвращаются авторам.
Информация для контактов:
Мельников Владимир Николаевич – тел. сот. 8-906-514-92-36
E-mail: ivanovobirds@mail.ru
Корнев Сергей Викторович – тел. раб. (3532) 33-51-23, 33-64-76, сот. 8-922-533-82-74
E-mail: s-kornev@mail.ru
Состав жюри
фотоконкурса «Птицы Северной Евразии»
Председатель жюри – Владимир Мельников (Иваново)
Члены жюри:
Евгений Коблик (Москва)
Дмитрий Константинов (Москва)
Сергей Корнев (Оренбург)
Константин Михайлов (Москва)
ОБРАЩЕНИЕ ОРГКОМИТЕТА К ФОТОГРАФАМ
Фотоанималистика прошла долгий путь своего развития. Одной «чистой» документальности уже недостаточно. Это первая истина, о которой нельзя забывать. Требования к художественности кадра (понимание света, композиции, глубины резкости, характера фона и т.д.) значительно возросли за последние два десятилетия. С другой стороны, «голая» художественность, становясь самоцелью, нередко вырождается до полной бессодержательности. Истина посередине, и фотограф-натуралист стремится с помощью камеры и объективов отобразить с одной стороны что-то интересное, познаваемое в мире природе, а с другой стороны сделать это красиво, эстетично, помня (как и любой фотограф), что в 99% случаев фотографию делает «хороший свет» и поиск либо создание должной освещённости, которые в фотоанималистике важны не менее, чем поиск живого объекта фотосъёмки. Потому и стоит всегда держать в голове старую известную шутку, что у фотографа природы «самый долгий ланч», поскольку его работа прекращается в 9-10 часов утра, а в летнее время, бывает, и раньше. Конечно, нельзя принимать это буквально, но все же стоит помнить, что даже интересные и попросту редкие сюжеты значительно обесцениваются съёмкой при дневном контрастном свете (с грубыми провалами в свете и тени) и недостойны фотоконкурсов, ибо находятся ниже нижней планки эстетических требований к фотографии. Если ваша фотография провалена по свету, если главный объект прорисован недостаточно резко (в результате ошибки фокусировки, либо «шевелёнки») и вообще не вызывает никакого интереса у неискушенных в орнитологии ваших друзей и родственников (всегда имеет смысл посоветоваться), то подумайте, может быть, не стоит посылать её на конкурс. Снисхождение к непониманию элементарных базовых требований к «техничности» фотографии (свет, композиция, фон, чёткость) допустимы только в отношении детских снимков, причем, в категории до 10-12 лет.
Во-вторых, цифровая фотография требует определённых временных затрат на доводку кадров в «фотошопе» или других программах обработки изображений. Поэтому, готовя фотографию к конкурсу, не забудьте поправить экспозицию, почистить кадр, может быть, подрегулировать насыщенность (если надо) и слегка (в меру) подшарпить изображение после придания кадру требуемых размеров. Но только не забывайте, что всегда лучше недошарпить, чем перешарпить, и если вы не умеете делать это корректно, то лучше вообще этим не заниматься. Ну и конечно нельзя забывать, что нерезкий кадр тонко отшарпить всё равно не удастся. И главное, всю коррекцию (обработку) надо делать на откалиброванном по цвету мониторе; в противном случае на мониторах членов жюри и на конечной распечатке изображения все может выглядеть совсем не так хорошо, как вам казалось перед отправкой изображения.
В-третьих, можно сто раз прочитать в руководствах о том, как лучше снимать птиц (и животных вообще), чтобы ваши кадры побеждали на конкурсах, но всё же, как хорошо известно, лучше один раз увидеть. Попробуйте проверить свой уровень и свой вкус по фотографиям победителям ведущих конкурсов в этой области, например на сайте конкурса International Wildbird Photographer
http://www.iwpawards.com/previous.html
(открываются победители 2004 – 2008 гг.)
и на сайте лондонского Wildlife Photography of the Year
http://www.nhm.ac.uk/visit-us/whats-on/temporary-exhibitions/wpy/category.do?category=2&group=1
Если ваши фотографии ниже уровнем, не стоит расстраиваться (не все участники конкурсов победители, и потом у нас другой конкурс), но все-таки это поможет изначально откалибровать свое представление о хорошем качестве и оригинальности снимка перед тем как приступить к отбору собственных конкурсных фотографий.
И последнее. Фотография природы во все времена рассматривалась как средство экопросвещения и через это – защиты природы, и главными принципами натурализма, и в частности фото-натурализма, всегда были принципы «не навреди» и «не обманывай» (те же принципы имеют прямое отношение и к науке, в том числе к полевой зоологии). Это хорошо известно всем орнитологам и, казалось бы, нет смысла напоминать об этом в преддверии конкурса, приуроченного к научной конференции. Но времена меняются, и проблемы с понимаем принципов и этики (вообще и фотосъёмки в частности) множатся, так что даже руководство ведущего мирового фотоконкурса дикой природы (Wildlife Photography of the Year) пошло на такой решительный шаг, как дисквалификация фотографа-победителя 2009 г. и его фотографии «иберийского волка», а также на введение в Правилах особого пункта об этике, где подчеркивается, что «the competition asks photographers to put the welfare of animals first and to safeguard their environment and that they do not do anything to injure or distress animals or destroy the environment in their attempt to get the shot». Добавить к этому нечего.
Резюмируя, Оргкомитет фотоконкурса оставляет за собой право на выяснение деталей и условий проведения съёмки в случае каких-либо обоснованных сомнений у членов жюри. Фотографы, нарушающие Правила конкурса и намеренно игнорирующие этику фотосъёмки в природе, могут быть дисквалифицированы. Более того, мы уверены, что именно орнитологи составляют ту категорию натуралистов, от которых можно ожидать небезразличия и нелицеприятного отношения к участившимся у нас случаям откровенно неэтичного (по отношению к животному) и циничного (по отношению к принципам документалистики) поведения фотографов. Только при таком подходе конкурсы, журналы, фильмы о природе будут являть собой средство экопросвещения не на словах, а на деле.