Учёт хищных птиц (Г.А. Новиков, 1954)

Новиков Г.А.

Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных. М., «Советская наука», 1954. Глава IV. 1Д.

Хищников - миофагов (т.е. питающихся мелкими грызунами) в условиях открытого ландшафта Формозов (1934) предлагает учитывать не на пешеходных маршрутах, а с автомобиля и даже из окна вагона, так как «человек, двигающийся гораздо медленнее летящего хищника, неизбежно будет повторно регистрировать одну и ту же птицу, несколько раз пересекающую его поле зрения». Формозов успешно применял свой метод при езде и по железной дороге и в автомобиле. Ширина учетной полосы принималась приблизительно в 250-300 м. Формозов так оценивает положительные и отрицательные стороны своего метода: «Основное его достоинство - в возможности проводить учет на маршрутах любой длины в любое время года без особых специальных затрат при переездах до района работ или обратно. Из недостатков его следует отметить прежде всего трудность для нетренированного глаза при быстром ходе поезда узнавать птицу и правильно откладывать намеченную ширину учетной ленты. Однако и то и другое легко достигается в результате некоторого навыка. При разной густоте растительности некоторое непостоянное количество птиц, сидящих на земле, будет оставаться незамеченным. Все же с высоты вагона, за редким исключением движущегося по более или менее высокой насыпи, даже при сравнительно высокой траве хищники в большинстве хорошо заметны. При низкой степной растительности, особенно пожелтевшей, на пашнях, покосах и жнивах крупные хищники отлично заметны на большом расстоянии. Линия телеграфа, тянущаяся вдоль полотна, привлекает некоторые виды хищников, высматривающих добычу со столбов и проволок. Вдоль полотна создается известное уплотнение заселенности угодий хищниками, которое может ввести в заблуждение при отнесении данных учета из вагона ко всей изучаемой площади. Но для целей относительного учета, когда мы ставим себе задачей сравнить количество хищников определенных отрезков маршрута вдоль полотна железной дороги между собой, это обстоятельство имеет небольшое значение... При учете с автомобиля или мотоцикла вдоль дорог, не обставленных столбами, или на целине значение этого фактора совсем отпадает. Подсчет хищников производится в утренние и вечерние часы - в период наибольшей активности птиц.
Кроме описанного способа относительного учета хищников, Формозов в той же статье предлагает и второй - метод подсчета неподвижным наблюдателем числа птиц, летающих по всему кругу поля зрения. «Такого рода повторные подсчеты, проводимые в разные часы дня при разной погоде, но в определенные фенологические сроки (гнездование, вылет молодых, осенняя кочевка и т. д.), дадут возможность получить максимальные и средние показатели числа наблюдаемых хищников в эти сроки. Сравнение таких показателей для разных лет даст возможность легко судить о том направлении, в котором изменяется заселенность района хищниками-миофагами». Во время работы в Казахстане Формозов проводил такого рода учет с помощью 6-кратного бинокля с вершины кургана, расположенного на холме. «Подсчет производился таким образом: наблюдатель стоя обводил взглядом полный круг по окрестностям, учитывая всех хищников, которых можно было отличить на расстоянии до 2-3 км и тут же отмечал их в книжке. Сейчас же после этого подсчета делался повторный; из обоих наблюдений выбирались наибольшие показатели для каждого вида птиц в отдельности. Следующий двойной подсчет производился через 20 минут, и так в течение большей части дня».

Наши коллеги
BirdLife International