"Класс Птицы" (Вагапова А.А.)

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы

Методическая разработка урока по биологии на тему «Класс птицы»

Учитель СОШ №7

Вагапова Ануза Аглямовна

г. Туймазы

_________________________________________________________

Тема: Класс птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Цели урока:

- изучить внешнее строение птиц, используя разные виды наглядных материалов;

- развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний;

- воспитывать интерес к изучению биологии, внимательность, взаимоуважение.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, чучела птиц, таблица «Тип Хордовые. Класс Птицы», наборы перьев, рисунки, фотографии птиц.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Постановка проблемы

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы - наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов. Вспомним для сравнения, что число современных видов амфибий равно 2000 видам, рептилий - 6000.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?

Верно, птицы - это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

III. Изучение новой темы

План:

1. Сходства и различия с пресмыкающимися

2. Особенности строения птиц

3. Предназначение клюва

4. Разнообразие ног птиц

5. Покровы тела

6. Строение перьев и их разнообразие

7. Разновидности птиц

1. Рассказ учителя. О сходстве птиц с пресмыкающимися свидетельствуют общие признаки:

1) тонкая, бедная железами кожа;

2) сильное развитие на теле роговых образований;

3) наличие клоаки и другие.

К числу прогрессивных черт, отличающих их от пресмыкающихся, относятся:

а) более высокий уровень развития центральной нервной системы, обуславливающий приспособительное поведение птиц;

б) высокая (41-42 градуса) и постоянная температура тела, поддерживаемая сложной системой терморегуляции;

в) совершенные органы размножения (гнездостроение, насиживание яиц и выкармливание птенцов).

2.Особенности строения

Эволюция птиц шла по единому пути, связанному с освоением воздушной среды. Полет как основной способ их передвижения наложил отпечаток на их внешнее и внутреннее строение (хотя сохранили также способность передвигаться по деревьям, по земле).

- На какие части можно разделить тело птиц?

Тело их расчленено на голову, шею, туловище и хвост. На небольшой голове расположены различные органы чувств. Челюсти лишены зубов и одеты роговыми чехликами, образующими клюв. Слайд 2.

3. Строение клюва. Чем она связано? (сообщение ученика) Слайды 3, 4.

4. Разнообразие ног у птиц. (Работа в парах с рисунками)

- каковы особенности строения задней конечности птицы?

- сколько пальцев на ногах птицы? Как они располагаются?

- чем объясняется такое разнообразие задних конечностей птиц?

Обсуждение выводов учащихся. Слайды 5-7.

5. Покровы птиц (Работа с материалом учебника и набором перьев. Заполнение таблицы в тетрадях)

Название перьев

Расположение

на теле

значение

Слайды 8-10.

Тело птиц покрыто перьями. Основу составляют контурные (состоят из стержня, очина, опахала) - они придают телу птицы обтекаемую форму. На крыльях они называются маховыми, а образующие плоскость хвоста - рулевыми. Под контурными располагаются с тонким стержнем - пуховые перья. Они лишены бородок 2-го порядка и соответственно не образуют сомкнутого опахала. Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка. Перьевой покров способствует сохранению постоянной температуры тела птиц.

6. Разнообразие птиц. Слайд 11.

VI. Закрепление знаний

Выберите правильный ответ

1. У птиц в отличие от пресмыкающихся есть

А) хвост

Б) шея

В) крылья

Г) когти

2. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к:

А) полету

Б) защите от хищников

В) размножению

Г) поиску корма

3. Покров тела птиц образован:

А) контурными перьями, пуховыми перьями и пухом

Б) контурными перьями, пуховыми перьями и пухом и роговыми чешуйками

В) только контурными и пуховыми перьями

4. пуховое перо в отличие от пуха имеет:

А) тонкий стержень и сохранившуюся часть опахала

Б) тонкий стержень и мягкие не сцепляющиеся бородки

В) тонкий стержень и опахало

V. Итоги урока.

Домашнее задание:

1. Изучить 26 параграф

2. Ответить на вопросы в конце параграфа

3. Подготовить сообщение на тему «Почему пингвины не могут летать и как это сказалось на их строении?»

Наши коллеги
BirdLife International