"Наши пернатые друзья" (Кучарбаева Д.М.)

Министерство образования Республики Башкортостан

Управление образования администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Кучарбаева Динара Мазитовна

МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы

Туймазы – 2010 г.

_________________________________________________

Птицы – наши пернатые друзья!

Звучит музыка с голосами птиц. На сцене появляется ведущий.

Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» между деревьями мчится,

Летит по полям за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкой скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

И сегодня мы здесь собрались, чтобы узнать хорошо ли знают наши команды наших пернатых друзей

Представление жюри

1-й конкурс: «Приветствие».

Каждая команда выступает со своей визиткой (название, девиз, представление эмблемы).

2-й конкурс: « Разминка»

Ведущий задает вопросы.

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)

- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)

- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

3-й конкурс: « Почтовый ящик».

Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

Ведущий читает письмо – описание для каждой команды.

  1. « У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

Ответ: синица.

  1. «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?

Ответ: полозень.

  1. «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

Ответ: щегол.

Жюри оценивают конкурс.

4-й конкурс: «Птичьи разговоры»

Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Пока команды работают, поработаем с болельщиками

1. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).

2. По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота (Филин).

3. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач).

4. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).

5.В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок).

6. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).

7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).

8. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином (Журавль).

10. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).
11. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клёст).

12. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).

5-й конкурс: «Птичьи профессии»

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки:

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
• СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
• ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
• ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
• ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, - НЕ ПОЙМАЕШЬ.
• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ, КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
• КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ

Ответ: птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Жюри оценивает конкурс.

6-й конкурс: «Восемь птиц»

В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.

Команды получают карточки с текстом.

Восемь птиц.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Жюри оценивает конкурс.

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

А пока наши команды отвечают, мы поиграем с болельщиками в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг, ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

.Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают

Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети хлопают

Молодцы, ни разу не ошиблись!

А сейчас мне бы хотелось пригласить жюри и объявить итоги конкурса.

Победители получают награды.

Звучит музыка, выходит агитбригада «Охраняй свой дом»

Наша команда: «Охраняй свой дом»

Наш девиз: «Охраняй свой дом, чтоб уютно было в нем»

- Я ассоциирую птиц с миром на земле.

- Мне нужен мир - тебе и мне.

- И всем на свете детям.

-И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

- Нам нужен мир, прекрасным мир,

Полученный в наследство.

- Кому мешает этот мир с цветами на опушке?

- Кто в этот мир прекрасный мир,

Нацелился из пушки?

- Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады,

- Когда исчезнут на земле все пушки и снаряды.

- Ты слышишь, друг, звенят ручьи.

- Поют на ветках птицы.

- На замечательной земле нам суждено родиться.

- Так пусть она цветёт всегда.

- Пускай шумит садами.

- Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами.

- Сердце человека бьётся 70-80 раз в минуту, сердце воробья- 460 раз.

- При температуре 37,5 ты лежишь в постели, у тебя жар. А соловей с температурой 42 градуса даёт концерты, дрозд с температурой 45 градусов, весело посвистывая, лепит своё гнездо.

- Наш организм переваривает пищу часами, организм птицы - несколько минут.

- Жизнь птиц, по сравнению с человеческой, коротка. Так давайте же, превратим её в спокойную, добрую жизнь! Что для этого нужно делать?

- Строить дома птицам. Ведь это совсем не сложно.

- Не разорять гнёзд.

- Не ломать деревья, ведь на них птицы вьют гнёзда.

- Главное - никогда не причинять вред даже самой маленькой птичке.

- Не трогайте ласточку!

Она издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей!

Список использованной литературы

  1. Е.Н. Демьяненков «Биология в вопросах и ответах» М., «Просвещение», 1996.
  2. А.Ю. Кремень «Биология. Внеклассные мероприятия». Волгоград, «Учитель», 2007.
  3. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» М., ВАКО, 2004.
Наши коллеги
BirdLife International