"Птица весны" (Каримова Ю.В.)

Тема урока: Сочинение – миниатюра «Птица весны»

Каримова Юлия Валерьевна

МБОУ СОШ № 8 г. Туймазы

Общий объем методической разработки: 5 страниц

Цели урока:

  1. Актуализировать имеющиеся знания о тексте (тема, основная мысль, заглавие, стиль текста, тип речи) на практическом языковом материале.
  2. Научить наблюдать за окружающими птицами, описывать их, используя определенные средства языка.
  3. Развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение; письменную и устную речь; умение высказываться по поводу увиденного.
  4. Воспитывать любовь к окружающей природе, к птицам.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: слайды.

План урока:

Межпредметные связи: биология, музыка, литература, русский язык, информатика.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку (содержит форматы музыки WAV), текст «Звуки весны» И.С. Соколова-Микитова, портрет писателя, аудиозапись «Времена года» Вивальди, П.Чайковский «Апрель», рисунки учащихся.

Подготовительная работа: в качестве домашнего задания все ребята получили задание найти информацию о весенней птице и изобразить её на рисунке.

Индивидуальная работа: две ученицы подготовили стихотворение Николая Рыленкова «Все в тающей дымке», текст «Звуки весны» к выразительному чтению.

Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите дату и тему урока – «Сочинение – миниатюра «Птицы весны»». Обратите внимание на то, как пишется это слово: через дефис Слайд № 1.

II Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня будем работать над сочинением, составлением текста по типу речи описания.

Главная наша цель – это написание сочинения в конце урока, но сначала нам предстоит подготовительная работа.

III .Введение в тему урока.

Слово учителя. Русская природа трогает и волнует каждого человека. Стихи, музыкальные произведения, картины художников, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

На фоне музыки Чайковского ученица читает наизусть стихотворение Николая Рыленкова «Все в тающей дымке». Слайд № 2.

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

VI. Лексическая работа.

Беседа с классом: ребята, как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало увидеть, / Здесь нужно всмотреться, /Здесь мало услышать, / Здесь вслушаться нужно»?

( Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным).

Учитель: все краски и звуки как бы приглушены, но в них таится скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое сердце.

- Посмотрите в окно и прислушайтесь… Что вы услышали? (Услышали, как поют птицы).

- Ребята, а знаете ли вы птиц – вестников весны? (Вестниками весны в Европе были самые разные птицы — грач, полевой жаворонок, скворец, чибис, белый аист, серый журавль, деревенская ласточка, кукушка, соловей).

- А каких птиц можно услышать ранним утром, выйдя на улицу? (соловей).

- Сколько необыкновенно прекрасных птиц есть на свете.

V. Лингвистическая работа.

- Ребята, обратите внимание на выставку рисунков, выполненных вами. Они наивны, но искренни. Птицы изображены такими, как вы их видите.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И. Соколова-Микитова, который называется «Звуки весны», поработаем с этим текстом, а потом и вы напишите сочинение-миниатюру «Птица весны».

Слово учителя:

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов о приходе весны, о птицах, о природе. И это не удивительно, потому что родился в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.

- Регина, прочитай, пожалуйста, рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».

VI. Работа с текстом. Чтение рассказа.

Звуки весны

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полей поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (И.С. Соколов-Микитов).

VII.Лексическая работа.

- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час).

- Что отражено в заглавии? (Тема текста).

- Определите стиль текста? Обоснуйте свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит).

- Какой перед нами тип речи? (Это описание).

- Что вас удивило при чтении? Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры

Эпитеты: предутренний час ,невидимый дирижер, волшебную палочку, прекрасная симфония, предрассветный ветер лесных звуков, восходящее солнце, серебряные трубы, бесчисленных свирелях, неутомимые музыканты, голых лесных полей, радостных торжественных звуков, веселый час, прекрасную симфонию весеннего утра)

- Как писатель описывает наступление утра? (С симфонией).

- Все ли слова вам понятны?

- А что такое симфония?

Симфония, - и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. Перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок. Симфония звуков.

- Вы услышали симфонию утра?

- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Запись на доске слева: зарянки, вальдшнеп, глухарь, журавли, дрозды, жаворонки). Обратите внимание на правописание этих слов. Запишите их.

- Назовите и выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали пение птиц. (Запись на доске справа: слышится, тянет, ловит, трубят, заливаются, поют).

- К какому времени относятся формы этих глаголов? (Это формы настоящего времени).

- Для чего автор использовал форму настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий).

- Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении. (Тянет-поет, трубят - курлычут, заливаются - поют).

VIII.Проверка домашнего задания.

Дома вы подготовили сообщения о весенней птице. Послушаем, что у вас получилось. Внимание на экран. Ребята, отвечаем с места.

Слайд №

IX. Письменная творческая работа.

Написание сочинения - миниатюры.

- А теперь вам предстоит самостоятельная работа по созданию сочинения – миниатюры «Птица весны». Объем 7- 8 предложений. Не забудьте про изобразительно-выразительные средства.

Пока вы работаете, для вас будет играть композиция известного русского композитора Чайковского «Времена года»

Заканчивайте работу.

Итак, кто хочет прочитать своё сочинении?

VI.Подведение итогов урока

Урок заканчивается – давайте подведем итоги.

Какова была наша цель и достигли ли её?

Молодцы!!!

А что еще важного мы узнали?

Домашнее задание: повторить термины русской словесности за 5 класс.

Оценивание.

До свидания!

Список использованной литературы:

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход. М., 2007. С. 91-97, 142-163.

2. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5–9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). Волгоград: Учитель, 2003. С. 56-82.

3. Гринина-Земскова М.А. Обучение сочинениям. 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2002. С. 44-60.

4. Крамаренко Н.О. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др. Волгоград: Учитель, 2007. С. 12-35.

5. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. М., 2000. С. 78.

6. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл. М., 1996. С. 86-34.

7. Савина Л.Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. Волгоград: Учитель, 2005. С. 28-56.

8. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200600302

9. http://zelensk.68edu.ru/35.html

Наши коллеги
BirdLife International