Не стреляйте в белых журавлей
Газета «Республика Башкортостан». № 228, 24 ноября 2004 г. С. 1.
ДО КАКИХ ПОР!
БГУ - единственный в России университет, где есть лазарет для раненных человеком пернатых. Первая мысль, которая возникает при виде этих редких сегодня птиц, пострадавших от человека с ружьем: ну как может подняться рука на поистине божественное создание? Неужто с голода пухнем? Или не в состоянии отличить утку от стерха?
Межрайонному инспектору по охране животного мира при Министерстве природных ресурсов РБ Ильдару Якупову, в ведении которого находится практически весь северо-восток, позвонили из села Леуза Кигинского района: - Похоже, журавля подбили… Ильдар Ильясович выехал сразу же, хотя смеркалось. Прибыв на место, схватился за голову: это же стерх! Во всем мире их осталось не более четырехсот особей. Все крыло у птицы было в крови. В Уфе, в управлении, связались с БГУ, подранка забрал директор научно- учебного музея университета Виктор Валуев. На следующий день мы посетили бывший виварий, переделанный в лечебницу.
- Спасибо нашему ректору Мухамету Хадисовичу Харрасову, - говорит Виктор Алексеевич. - Благодаря ему мы переоборудовали помещение и теперь имеем возможность выхаживать бедолаг. Это ведь часть нашей природы, над которой люди продолжают измываться… Стерх за ночь поправился, уже берет из рук Кости, сына Виктора Алексеевича, работающего вместе с отцом, хлеб. Заглотив пару кусков, птица запела: переливчатая мелодия похожа на звуки флейты.
Стерх только чисто внешне похож на нашего традиционного журавля. А по всем остальным признакам, включая анатомические и голосовые данные, это, считают ученые-орнитологи, вовсе и не журавль. Почему, собственно, и собираются отнести его к совершенно другому виду. Правда, пока неизвестно к какому. Неизвестно и место происхождения изящного красавца. По одной из версий, он прибыл в Старый Свет из- за океана, с дальних берегов Америки. По другой - часть птиц мигрировала туда с Евроазиатского континента.
На земном шаре существует всего два заказника, где охраняют стерха. Один в России, другой - в Канаде. И там, и здесь насчитывается не более восьмидесяти голов. Остальные, ведущие «вольную» жизнь на территории нашей страны, обитают в Якутии и в Сибири. Миграционные маршруты на зимовку восточных и западных группировок птиц пролегают вдоль Уральских гор и заканчиваются на Каспии, откуда стерх частично перебазируется в Ирак, Пакистан и Афганистан. Там их, по словам В. А. Валуева, бьют нещадно. Для приготовления пищи. Что и привело к резкому снижению численности этой популяции. А ведь стерх занесен в международную Красную книгу.
Первый случай появления этого пока еще журавля на территории Башкирии зафиксирован в 1890 году. В 30-40-е годы прошлого века жители Бурзянского района утверждали, что наблюдали невиданных прежде белоснежных красавцев. И вот - еще один гость, который, не промахнись подлый браконьер, мог остаться незамеченным, растворившись в желудке алчного добытчика.
Парадокс его появления в республике заключается в том, что воздушная трасса стерха проложена вдали от нее.
- В последние годы, - комментирует эту ситуацию В.А. Валуев, - мы отмечаем нарушение так называемого внутримозгового компаса стерха, вследствие чего, возможно, и происходит сбой самокоординации птиц в пространстве. Но это только одна версия. Есть и еще. Не исключено, что на генном уровне происходит реанимация древних маршрутов, пролегавших когда-то над территорией сегодняшнего Башкортостана. Возможно, впоследствии из-за изменения климатических условий, розы ветров стерх сместил миграционную «тропу». Этой же причиной можно объяснить появление у нас (не поверите!) фламинго и желтой цапли. Они объявились в районе Нефтекамска.
- А как узнали об этом? - Так стреляют, - бросает в сердцах Виктор Алексеевич, - привезли убитых, просят чучело сделать. Я не знаю, что это за люди… Есть в «лазарете» и старожилы - сова, ворон. И тот, и другой прооперированы. А коршуна еще птенцом доставили из Нуримановского района. С трудом выходили. Сейчас он почти ручной. Всех питомцев В.А. Валуев кормит за свой счет.
Коршун окреп, чувствует себя прекрасно.
- Скоро выпустите?
- Что вы! - отмахивается Виктор Алексеевич, - он же доверчивым стал. Первый же охотник подстрелит. Пусть лучше у нас живет…
Альфред Стасюконис