Человек с ружьём

Газета «Республика Башкортостан». № 54, 22 марта 2007 г. С. 4.

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

Охотник должен в первую очередь беречь природу

Не так давно в Москве прошла конференция, посвященная вопросам рационального использования животного мира. В ходе их обсуждения выяснилось, что одной из причин, влияющих на сокращение видового разнообразия, является почти всеобщая безграмотность охотников и, чего греха таить, чиновников многих ведомств, которые по долгу своей службы должны бороться с браконьерством. В резолюции конференции, в частности, сказано: недопустимо при открытии охоты объявлять лишь группу животных. Например: «открывается охота на водоплавающую и луговую дичь». Необходимо называть виды, на которые можно охотиться. А на необъявленные она должна автоматически запрещаться. Это объясняется тем, что среди той же водоплавающей дичи встречаются очень редкие виды и отстрел их представителей может подорвать популяцию. То же касается и других групп промысловых. За последние 25 лет на территории Башкортостана зарегистрировано 282 вида птиц, из них почти половина - 120 видов - кандидаты в Красную книгу республики.

В настоящее время для того, чтобы получить разрешение на приобретение ружья, человеку с охотничьим стажем не в один год, а иногда и не в одно десятилетие, предписывается проходить обучение владению ружьем! Причём за это нужно платить деньги. Но что самое интересное, при выдаче оружия никто не интересуется, может ли покупающий его человек отличать один вид животного от другого. Не говоря уже о владении информацией о его численности в республике.

Кроме того, через территории многих административных образований пролетают на места гнездования такие виды, которые занесены в международную Красную книгу. Через Башкортостан, например, пролегает маршрут пискульки и краснозобой казарки. Их численность в мире исчисляется всего несколькими тысячами.

В связи с вышеизложенным чиновникам, в чьи должностные обязанности вменяется охрана животного мира, предлагаю следующее. Наладить отношения с Башкирским государственным университетом в сфере выявления численности того или иного вида животных. Это единственная в настоящее время организация, которая ежегодно проводит научные экспедиции с целью определения видового и количественного состава фауны республики. Далее. Есть мысль провести обучение сотрудников ведомств по изучению видового разнообразия Башкортостана. Не прошедших обучение можно признавать профессионально непригодными. Обязать и охотников пройти курс лекций по изучению орнитофауны. И не выдавать путёвки и лицензии тем лицам, которые не прошли эти курсы.

Также и органы МВД не должны, на мой взгляд, выдавать разрешение на оружие тем, кто не прошел курса «Изучение животного мира Башкортостана и мигрирующих через его территорию животных».

Вероятно, многие охотники со мной не согласятся. Но ведь ещё большее число людей возмущается тем, что уничтожается животный мир. Если человек убивает зверя только ради азарта, пусть идёт на стенд. Наступило время, когда охотник должен стать интеллигентным. Ружье у человека не для того, чтобы убивать всё, что движется.

Что касается всеобщего обучения охотников, то понятно, что в один год всех не обучить. Но делать это крайне необходимо.

Виктор ВАЛУЕВ,

учёный-орнитолог БГУ

Наши коллеги
BirdLife International