Как избежать авиакатастроф

Газета «Республика Башкортостан». № 5, 10 января 2008 г.

ПРОШУ СЛОВА

К ЧП в небе не всегда причастен человек

В ближайшее время, в связи с наметившимся развитием туристического комплекса, планируется огромный приток - более одного миллиона человек в год - в нашу республику. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить: основная масса этого потока пройдет через уфимский аэропорт. Ожидается, что пассажиропоток в будущем увеличится до 3 миллионов человек в год. Только в течение суток в небе республики будет находиться около 20 тысяч человек.

В настоящее время как в связи с исторически объективными изменениями в природе, так и благодаря антропогенному воздействию на ландшафты республики, вызвавшему изменение миграционных путей птиц (особенно связанных со строительством новых водоёмов), во много раз возрастает фактор случайного столкновения последних с самолётами.

Причём, как показывает практика, большинство столкновений происходит на небольших высотах, когда риск ЧП неимоверно вырастает. Возрастает с каждым годом и сама вероятность столкновения самолетов с птицами. Так, в США только за два года подобное произошло с 430 самолетами. За 10 лет в Англии с 2850 птицами столкнулся 1541 самолет. Кстати, в этой стране на трёх аэродромах зарегистрировано 43 опасных для самолётов вида птиц. В СССР с 1970 по 1979 года столкнулись с птицами 1500 гражданских самолётов. Но в те времена воздушного транспорта было во много раз меньше, чем теперь, да и скорости были не те.

Напрашивается очевидный вывод: если не будут приняты срочные меры, касающиеся изучения миграционных путей птиц и их сезонной динамики, пассажиров авиатранспорта можно будет уподобить людям, играющим в «русскую рулетку». Что касается лётчиков, то они будут играть в эту игру постоянно. Только вместо пуль здесь фигурируют пернатые.

Предвидится вопрос: что же можно сделать для того, чтобы избежать столкновения? Ответ ищут орнитологи всего мира. В нашей стране этой проблемой на протяжении многих лет занималась лаборатория академика В.Д. Ильичева - орнитолога с мировым именем. Разработки его группы по отпугиванию птиц внедрены во многих отраслях сельского хозяйства и во многих аэропортах. Но, как подчеркивает Валерий Дмитриевич, для предотвращения столкновений этих мер недостаточно. По его мнению, которое, кстати, поддерживают и многие авторитетные учёные не только России, но и США и Европы, нужно влиять не только на изменение маршрутов дальних мигрантов, какими являются, например, гуси, утки, кулики и скворцы, но и на перемещения популяций оседлых видов - серых ворон, галок, сизых голубей.

Однако, чтобы производить такие исследования, нужны специалисты. Хотя бы по одному человеку в каждом районе. Но здесь встают новые проблемы, которые, кстати, также необходимо решать оперативно, а именно - готовить специалистов в области орнитологии. Ведь только они могут предложить те решения, которые смогут минимизировать случаи авиакатастроф.

Виктор ВАЛУЕВ,

директор научно-учебного музея БГУ

Наши коллеги
BirdLife International