Нашим потомкам не нужны пустые леса

Газета «Республика Башкортостан». № 48,11 марта 2008 г.

ТВОЯ СТРОКА В ПОСЛАНИЕ

Как сделать так, чтобы под выстрелы не попадали редкие виды птиц

Довольно долго я сидел перед компьютером, не решаясь начать эту статью. Ведь на кон поставлена жизнь животных, которые вот-вот перестанут существовать как виды. И все из-за чего? Из-за необузданной страсти человеческой.

Пролистывая «Башкирскую охотничью газету» за декабрь 2007 года, я ужаснулся, увидев фотографию охотника с добычей. На ней запечатлен молодой парень, держащий в руках двух пискулек. Пискулька - это самый маленький из гусей России. Гнездится он в тундре, причем только на территории нашей страны. В настоящее время этот вид стал настолько редким, что его внесли в Красную книгу не только России, но и мира. По данным 2005 года, его количество составляло около 5 тысяч особей. Куда же лететь этим гусям, чтобы не попасть под выстрел безграмотного «человека с ружьем»? Но самое удивительное, что статья, которую сопровождала эта фотография, называлась «Этика охоты»! В ней автор, наверное, молодой человек (статья не подписана), рассуждает о том, каким должен быть настоящий охотник. Говорит он о том, что «недопустима стрельба… в любое время года по птицам и зверям, на которых охота закрыта». А что же делает сам?!

Я далек от мысли, что этот парень специально убил этих редчайших птиц. Скорее всего, он перепутал их с белолобными гусями. Но освобождает ли его, мягко говоря, «незнание» от ответственности за погубленных птиц? И вообще, кого винить в этом происшествии? Горе-охотников, которые по каким-то причинам не знают животных? Чиновников, которые выдали им охотничий билет? Сотрудников органов МВД, которые выдали разрешение на оружие, несущее смерть? Руководителей МПР республики или страны? Безусловно, здесь вина каждого. И чтобы на нашей земле сохранить оставшихся на данное время животных, всем людям надо потрудиться вместе.

Нужно, чтобы органы, которые выдают охотничьи билеты, организовали комиссии по принятию охотничьего минимума (по знанию не только вопросов, связанных с обращением с оружием, но и птиц, гнездящихся и пролетающих через территорию Башкортостана). Сотрудникам разрешительной системы МВД не выдавать разрешение на выдачу или продление разрешения на хранение и ношение огнестрельного охотничьего оружия без документа, подтверждающего сдачу охотничьего минимума. Руководителям МПР - сформировать грамотный коллектив из орнитологов-профессионалов, которые могли бы ежегодно проверять (хотя бы на выбор) знания охотников и членов комиссий по приему охотничьего минимума, а также наладить контроль по выдаче лицензий или путевок конкретно по видам, а не по группам птиц. Так как в каждой группе, будь то водоплавающая, луговая или какая-либо иная дичь, есть виды, которые находятся на грани вымирания. А республике нужно выделить средства на выпуск литературы по орнитологии, по которой охотники могли бы узнать птиц «в лицо». Тем более что затраты на эти книги окупятся с лихвой - как при продаже их желающему приобрести оружие, так и при взыскании штрафов (тогда уже никто не будет ссылаться на отсутствие литературных источников). На данном же этапе винить охотников в незнании орнитофауны не корректно, так как литературы по птицам Башкортостана в нужном количестве нет. Те 150 экземпляров книги «Экология куликов Башкортостана и аспекты их охраны», которую нам удалось выпустить при финансовой поддержке АН РБ в 2007 году, являются каплей в море.

К сожалению, с этой проблемой борются пока только сотрудники научно-учебного музея БашГУ. Они создали первое на территории республики Башкирское республиканское орнитологическое общество, в рамках которого дважды в неделю проводят занятия по изучению орнитофауны республики; выпускают ежегодный сборник статей, создают фильмы о животных республики, которые не уступают по качеству зарубежным.

В настоящее время подготовлена к печати книга по птицам Башкортостана, в которой рассказано обо всех видах, которые встречались на территории нашей республики с 1811 по 2007 год. В ней помещено около тысячи цветных фотографий как самих птиц, так и частей их тела (крыло, клюв, лапы и т. п.), благодаря чему можно отличать один вид от другого. Подготовлен к изданию второй выпуск «Определителя гусеобразных и куликовых Восточной Европы в полете» (территория России от западных границ до Урала включительно), в котором указаны диагностические признаки, позволяющие достаточно легко определять птиц этих групп. Но обе эти книги будут выпущены опять же мизерными тиражами на средства БашГУ и АН РБ.

Словом, проблема знакомства охотников с потенциальными их жертвами остается открытой. Также неясным остается другой вопрос - сколько видов потеряет наша страна в ближайшие годы. На территории нашей республики в настоящее время доживают свой век 4 пары южного подвида среднего кроншнепа. Это последние птицы данного подвида, оставшиеся на планете Земля. Те, которые испокон веков гнездились на территории Башкортостана и 100 лет назад еще были многочисленны. И кто может назвать имена охотников, которые весной 2008 года встретят их выстрелами? Кто будет повинен в их гибели? Нужно решать эти вопросы на государственном уровне. В противном случае - что мы оставим потомкам? Пустые леса?..

Виктор Валуев,

директор научно-учебного музея БашГУ

Наши коллеги
BirdLife International