Зоомузей Башкирского университета работает в режиме секретности

С сайта «Общественная электронная газета»

http://i-gazeta.com/news/obshchestvo/29242.html

13.03.2013 10:50:51

Автор: Евгения Сюткина (evgeniya.s)

В этом году я осознала, какие неприятные чувства испытываю к биологии. Не к самой науке, а к учебнику и рабочей тетради по биологии за седьмой класс. Поскольку сейчас в школах учителя готовят учеников не к жизни, а к сдаче ЕГЭ, то школьники изучают эту, самую что ни на есть живую науку, исключительно по книжкам. Готовясь к уроку, они должны прочитать определённый текст в учебнике и заполнить несколько страниц в рабочей тетради. А поскольку, повторюсь, во главу угла ставится подготовка к ЕГЭ, то на вопросы в тетради часто нет ответов в учебнике. Их надо искать ученику самостоятельно – в научной литературе или, что проще всего, в интернете. Но 13-летнему человеку не всегда легко перелопатить несколько страниц сложно написанного интернет-текста в поисках ответа, например, на такой вопрос: «Какие паразиты используются в сельском хозяйстве для борьбы с другими паразитами? И каким образом?». Возможно, составители этой рабочей тетради искренне считают, что каждый семиклассник должен быть осведомлён об использовании паразитов в сельском хозяйстве. Но в действительности эта тема не очень близка городским подросткам. Поэтому, помогая сыну грызть гранит биологии, я в этом учебном году была вынуждена иногда окунаться в мир простейших, кишечнополостных, всяких червей - плоских, круглых и кольчатых, моллюсков, членистоногих и иглокожих. Но обидно, что внешний вид и особенности всех вышеперечисленных существ школьники познают исключительно по книгам. Ведь жизнь по учебникам не выучишь. Лучше один раз увидеть своими глазами морскую звезду, чем сто раз прочитать о ней в учебнике. Мои мысли по поводу неправильно построенного учебного процесса, видимо, концентрировались где-то в нужном месте Вселенной, и результат не заставил себя ждать - я попала туда, где увидела своими глазами сразу всех: и членистоногих, и кишечнополостных, и иглокожих. В Зоологический музей Башкирского государственного университета.

Про Зоологический музей БГУ мало кто знает даже из школьных учителей. Хотя, казалось бы, кому, как ни им, знать – куда вести детей на своих занятиях, чтобы те лучше усвоили программу. А вести сюда детей надо, потому что экспозиция в этом музее очень богатая - здесь представлены более 10 тысяч объектов животного мира практически со всех континентов и из всех океанов Земли. Зоологический музей БГУ один из крупнейших в России - подобные экспозиции есть только в Москве, Санкт-Петербурге и ещё в нескольких научных центрах страны. Музей, практически, ровесник университета – он был создан через год после основания БашГУ. Но, парадокс, даже не все студенты башкирского университета знают о его существовании, не говоря уже о других уфимцах и гостях нашего города. К сожалению, так получилось, научным работникам музея некогда заниматься саморекламой.

Здесь можно увидеть всех тех существ, которых «галопом по европам» проходят школьники по программе. Даже не «проходят», а мчатся мимо. После урока на тему «моллюски» моллюски благополучно забыты сразу после урока, если вообще про них прочитали. А здесь их можно внимательно рассмотреть, авось отложится что-то в голове.

Можно увидеть сколопендру, скорпиона и хамелеона.

Можно сфотографироваться с огромным камчатским крабом, который в учебнике проходит под скучным словом «членистоногие», и выложить «ВКонтакте» шикарную фотографию.

Да вообще можно фотографироваться, с кем душа пожелает – с волками, кабанами, медведями или рысями. Фотографироваться современные школьники очень любят, потому что показать фотографии на своей страничке в соцсетях гораздо проще, чем рассказать о впечатлениях. Чтобы рассказать, надо уметь излагать свои мысли, а этому сейчас в школах тоже не очень-то учат. Во всяком случае, многие одноклассники сына после похода в музей выложили в интернете фотографии себя на фоне лосей.

Кому-то здесь приглянутся бабочки и жуки.

А кто-то зачарованно будет смотреть на двухметрового медведя, держащего в лапах табличку «Просьба экспонаты руками не трогать». Этому медведю уже больше ста лет, но выглядит он бодрячком.

Однако некоторым другим экспонатам повезло меньше – несмотря на строгое медвежье предупреждение, кое у кого выдраны клоки шерсти. То ли проверяли – настоящее или нет, то ли хотели сохранить память о музее.

В зоомузее есть даже родственник знаменитого «Упоротого лиса» - чучела, который после неудачной работы таксидермиста зажил своей жизнью на просторах интернета и стал героем великого множества «фотожаб» и коллажей. Университетский лис – вполне благопристойное чучело, но то ли он чересчур худоват, то ли просто потому, что тоже лис, но что-то общее с «достоянием рунета» явно просматривается.

Здесь просто огромная экспозиция птиц. Их более 500. Сейчас музей БашГУ - одна из трёх организаций в России, где проходят обучение специалисты по фезерингу. Фезеринг – это новое направление в науке и музейном деле – накопление и компьютерная обработка перьев птиц с целью создания определителя птиц по перьям. Уже собрана крупнейшая в России коллекция - около 200 тысяч перьев 127 видов птиц.

Каждый год сотрудники музея выезжают в экспедиции по республике. Во время экспедиций проводится кольцевание птиц, чтобы выявить их миграционные пути. Данные отправляются в Москву, в Центр кольцевания.

Глядя на разнообразие пернатых в университетском музее, понимаешь – насколько скудны наши познания о мире животных и птиц. Если минимум о зайцах, волках, лисах и медведях, то есть о млекопитающих нашего региона ещё присутствует в наших мозгах, а некоторым даже повезло увидеть белочку или ёжика собственными глазами, то с птицами всё гораздо хуже. Немногие наши сограждане смогут опознать каких-то представителей пернатых кроме голубей, воробьёв и синиц. А здесь можно не только подивиться на рогатого жаворонка, славку-завирушку или красношейную поганку, но и навсегда запомнить, как различаются чирок-трескунок и чирок-свистунок.

Зоологический музей БашГУ находится в основном здании университета по адресу: Уфа, ул. Заки Валиди, 32. О визите нужно предварительно договориться по телефону 229-96-56. Сотрудники музея с удовольствием проведут экскурсии со школьниками или студентами. Дополнительную информацию можно получить на сайте музея. Приходите, вам будут здесь рады.

Наши коллеги
BirdLife International