Поправка к «Топографии Оренбургской губернии» П.И. Рычкова (Валуев В.А., Загорская В.В.)

Валуев В.А., Загорская В.В.

Материалы по флоре и фауне Республики Башкортостан: Вып. IV / отв. ред. В.А. Валуев. Уфа, РИЦ БашГУ, 2013. С. 21-22.

Мы решили предпринять свое путешествие, чисто случайно наткнувшись на отрывок из «Топографии Оренбургской губернии», написанной Петром Ивановичем Рычковым во второй половине XVIII века. Как известно, в 1734 г. знаменитый исследователь принял участие в организованной И.К. Кирилловым Оренбургской экспедиции, с которой началось его увлеченное исследование Оренбургского края, куда входила и нынешняя территория Республики Башкортостан. «Топография Оренбургской губернии» - основной труд П.И. Рычкова, в котором наряду с описанием хозяйственной деятельности и промыслов башкир он описывает и природу Башкирии: реки, озера, родники, горы, пещеры, растительный и животный мир. Итак, вот тот отрывок из «Топографии», который привлек наше внимание: «Вверх по реке Белой, от Табынска сухим путем по большой к Оренбургу дороге верст с 50, против Ашкадарского яму, на той стороне помянутой реки, имеется высокий курган, или гора, именуемая Ак-тау (Белая), где на самом верху сказывают, что есть озеро, воду имеет теплую, в нем щуки и другая мелкая рыба есть…».

Эти строки и послужили причиной нашего путешествия в г. Стерлитамак, а точнее в его окрестности, с целью исследования указанной П.И. Рычковым горы Ак-Тау. Действительно ли на самом верху есть озеро с рыбой, которая «в пищу не годна и вредительна» и утками, «у коих будто ни на крыльях, ни на хвостах перьев нет…» П.И. Рычков указывает и на то, что «сия гора с дороги, коя лежит из Оренбурга к Уфе, видна, и выше ее по всей дороге нет». К востоку от г. Стерлитамака расположено три шихана: Юрак-тау, Куш-Тау и Тра-Тау. Ранее их было четыре, но современное состояние четвертого шихана Шах-Тау находится на стадии разработанного карьера. Из-за добычи известняка гора была срыта почти до основания. Из остальных шиханов Тра-Тау является самым высоким и находится как раз напротив железнодорожной станции Ашкадар, расположенной на другой стороне реки Белая (вероятно, современная железнодорожная станция Ашкадар два века назад и была упомянутой автором «Топографии» Ашкадарским ямом т.е. почтовой станцией, где проезжающие меняли лошадей). Высота его по отметке на карте 406 м. Интересно, что наш GPS-навигатор на самом верху показал высоту несколько ниже указанной - 384 м.

Поднявшись на вершину горы мы не нашли никакого намека на озеро. Судя по самому рельефу вершины горы, его там не могло быть и два с лишним века назад. Озеро Ак-Куль (Белое), как мы узнали у местных жителей, находится у подножия горы Тра-Тау. Действительно, оно хорошо просматривалось с северной стороны горы. Ошибка в «Топографию» могла проникнуть по той причине, что П.И. Рычков недопонял рассказчиков из-за их плохого знания русского языка. Вероятно, местный житель, желая сказать «внизу горы», сказал «вверху». То есть, на самом деле, озеро лежало не на вершине горы, а под ней. Тем более, что сам П.И. Рычков на Тра-Тау не поднимался, а написал все по рассказам очевидцев.

Что касается неоперенных уток, то никакой водоплавающей птицы нами на Ак-Куле обнаружено не было. Хотя в целом проведенным орнитологическим исследованием горы Тра-Тау мы остались довольны. Стоя на вершине горы, мы наблюдали птиц на уровне своих глаз и даже смотрели на них сверху. Поведение врановых птиц было просто чарующим. Такими необыкновенно захватывающими были их игры в полете. Апогеем удачи было увидеть прямо рядом с нами парящего сапсана. Сокол высматривал добычу, держась в воздухе удивительно красиво и грациозно.

Вот так была выявлена невольная ошибка, допущенная П.И. Рычковым, который не мог проверить знание русского языка местного жителя, в результате которой озеро «оказалось» на вершине горы.

Сегодня шихан Тра-Тау является охраняемым объектом природы. Поток туристов на гору не прекращается, и обычай двух-трехсотлетней давности поклонения башкир языческому божеству Тору (от которого, собственно, и происходит название горы), когда на священное дерево вешали различные предметы и лоскуты материи, сохраняется и сегодня. Воистину корни наши уходят глубоко в древность. Неужели за столько лет человек нисколько не возрос над низкой языческой культурой? Нелицеприятное зрелище представляют деревья, увешенные лоскутами непонятно чего. Удивительно, что люди, которые призывают сохранять чистоту, сами размещают мусор на шихане, причём привязывают его, что он не улетел.

Пусть и сегодня у подножия Тра-Тау проходят народные праздненства, но так и хочется призвать людей к здравомыслию.

Наши коллеги
BirdLife International