Ночёвки чаек, зимующих в Москве
Зубакин В.А., Варламов А.Е., Ерёмкин Г.С., Полежанкина П.Г.
«Московка». Апрель 2010 г. С. 35-37.
Наблюдения за местами ночёвок чаек в зимнее время в г. Москве проводятся с 2000 года. К настоящему времени выявлено пять мест концентрации чаек на ночёвку, часть из них используются регулярно и ежегодно, другие же – время от времени, в зависимости от погоды, ледовой обстановки на реке и, возможно, беспокойства со стороны человека.
Чаще всего ночёвочное скопление образуется на участке реки Москвы неподалеку от начала Нагатинской набережной (ночёвка № 1) – там, где текущая с севера на юг река делает резкий поворот на восток. Чайки скапливаются здесь на образующихся ледяных заторах, на льду береговых припаев или на воде по соседству. Иногда скопление сдвигается на несколько сот метров ниже по течению – к устью «слепого» рукава старого русла реки, вдающегося на территорию ЗИЛа.
Другое место ночёвки располагается примерно в 3,5 км ниже по течению реки, в окрестностях пролива между парком «Нагатинская пойма» и лежащим восточнее него островом (№ 2). Чайки скапливаются здесь на битом льду и береговом припае вокруг полыней. Ночёвка формируется в этом месте, видимо, в относительно тёплые зимы, когда тонкий сплошной ледовый покров разрушается проходящими речными судами («ледоколами»).
Ещё одно место ночёвки чаек располагается поблизости от предыдущего, в расширении русла реки между грузовым речным портом и Печатниками (№ 3). Здесь чайки ночуют только в том случае, если лед основательно разбит «ледоколами» и формируется система полыней, перемежающихся с ледяными полями из битого льда. В отдельные тёплые зимы (например, в 2002 и 2008 гг.) в конце февраля – начале марта льда здесь уже практически не бывает. Возможно, данное и предыдущее места ночёвки, ввиду их близкого расположения, можно рассматривать как территорию единого ночёвочного скопления, формирующегося в том или ином месте в зависимости от наличия полыней.
Два следующих места ночёвки чаек, в отличие от предыдущих, располагаются на участке реки Москвы, не замерзающем даже в самые суровые зимы. Одно из них – это островок-отмель (или, в зависимости от уровня воды, островки-отмели) на реке Москве в Марьино (№ 4), другое – островки ниже Бесединского моста МКАД (№ 5). По-видимому, две последних ночёвки формируются относительно редко и нерегулярно – возможно, когда остальные места ночёвочных скоплений становятся непригодными для чаек из-за сплошного ледяного покрова на реке. Так, 21 января 2010 г. А.Е. Варламовым и С.А. Скачковым на островке в Марьино в вечерних сумерках (около 17.00) учтено не менее 450 серебристых чаек и хохотуний, 50 сизых и 50 озёрных чаек. Ночёвки чаек отмечались здесь и в последующие дни: 10 февраля уже в темноте встречены более 50 чаек, а 17 февраля 2010 г. С.А. Скачков примерно в 18.00 насчитал около 380 серебристых чаек и хохотуний, более 80 сизых чаек и более 50 озёрных чаек. В конце января – середине февраля был период длительных устойчивых морозов (минус 7-12 градусов в дневные часы, за исключением кратковременного потепления до минус 2 градусов 1-3 февраля), в результате чего река Москва выше Коломенского была полностью скована льдом. Так, по данным П.Г. Полежанкиной, на реке в окрестностях Нагатинской набережной 30 января, 1 и 8 февраля 2010 г. был сплошной ледяной покров; подтаявшие участки льда (но не полыньи) отмечены здесь 16 февраля. Не исключено, что ночёвка № 1 в середине февраля 2010 г. все-таки частично функционировала, поскольку 16 февраля П.Г. Полежанкина перед сумерками наблюдала в окрестностях станции метро «Коломенская» направленный лёт на северо-запад и запад (т.е. примерно в сторону ночёвки № 1) в общей сложности 56 «серебристых» чаек и 2 сизых чаек (здесь и далее взятое в кавычки название «серебристая» чайка означает, что у нас нет точных данных о принадлежности этих чаек к истинно серебристым чайкам или хохотуньям). Подобные перелёты чаек в том же направлении отмечены в этом месте П.Г. Полежанкиной также 28 февраля и 8 марта, в период функционирования ночёвки № 1.
Сведения о ночёвке чаек на островках ниже Бесединского моста (№ 5) в середине февраля 2010 г. отсутствуют, однако в предшествующие годы ночёвочные скопления здесь неоднократно отмечал Г.С. Ерёмкин. Утром 25 февраля 2007 г. он насчитал здесь около 180 «серебристых» чаек, а ранним утром 26 декабря 2009 г. – около 80 «серебристых» и примерно 35 сизых чаек.
В отдельные годы регистрировались и другие места ночёвок чаек. Так, в конце февраля – начале марта 2002 г. существовала ночёвка сизых и озёрных чаек в полынье Борисовских прудов у Борисовского моста Каширского шоссе, однако во все последующие зимы ночёвку чаек наблюдать здесь не приходилось – возможно, из-за отсутствия большой полыньи. Не было ночёвочного скопления (как и полыньи) здесь и в 2010 г. (по наблюдениям 6 марта).
Для проверки функционирования мест ночёвок чаек и определения общей численности ночующих птиц вечером 28 февраля 2010 г. авторами данной заметки была сделана попытка одновременного учёта чаек во всех известных местах ночёвок в Москве. Для этого А.Е. Варламов посетил место ночёвки чаек № 4 в Марьино, Г.С. Ерёмкин – окрестности Бесединского моста (ночёвка № 5), П.Г. Полежанкина – западную часть расширения русла у грузового речного порта (окрестности ночёвки № 3). В.А. Зубакин последовательно осмотрел места ночёвок № 2 и № 1.
Выяснилось, что чайки вечером 28 февраля концентрировались только в месте ночёвки № 1, в других местах они встречены не были. Подсчёт численности чаек на ночёвке № 1 удалось начать в 18.15, уже в сумерках. Чайки сидели на воде и льдинах береговых припаев на повороте реки. Учтено около 840 серебристых чаек и хохотуний (последних определили по долгим крикам). В скоплении были также сизые и озёрные чайки, но когда дело дошло до их подсчёта, сумерки совсем сгустились, и, несмотря на 48-кратную трубу, точное количество чаек этих видов подсчитать не удалось. Их численность была грубо оценена в 130-160 сизых чаек и 20-30 озёрных чаек.
В 18.32, уже в очень густых сумерках, большинство чаек несколькими партиями взлетели, стали широкими кругами подниматься все выше и смещаться куда-то на ВСВ; вскоре они исчезли в темноте. Часть птиц затем вернулась и села на прежнее место, местонахождение остальных осталось не известным (наблюдения завершились в 18.52, уже в темноте).
На следующий день, 1 марта, В.А. Зубакин вновь посетил место ночёвки чаек № 1 у Нагатинской набережной. Учёт птиц планировалось начать раньше, чтобы точнее определить численность сизых и озёрных чаек. Чайки концентрировались на прежнем месте, однако в 17.50, перед самым появлением учётчика у ночёвочного скопления, птиц что-то вспугнуло, они стали подниматься кругами в воздух, постепенно рассеиваясь. Через некоторое время часть чаек стала возвращаться на реку, но концентрировались уже в стае на воде перед забитым льдом «слепым» участком старого русла реки. Подсчёты птиц в этой стае проводились с 18.10 до 18.23. Согласно усредненным данным этих учётов, здесь находилось около 180 сизых чаек, 65 озёрных чаек и 160 «серебристых» чаек.
Поскольку озёрных и сизых чаек 1 марта было примерно столько же, сколько их наблюдалось в густых сумерках 28 февраля, разумно предположить, что 28 февраля здесь находилось такое же по численности скопление чаек этих двух видов. «Серебристые» же чайки после вспугивания вечером 1 марта либо разлетелись по другим ночёвкам, либо постепенно вернулись, уже в темноте, на ночёвку № 1. В густых сумерках (18.36) чайки перебрались с воды на лёд берегового припая и сидели там, по крайней мере, до 18.45, когда наблюдения были завершены.
Таким образом, на ночёвке № 1 в конце зимы концентрировалось около 840 серебристых чаек и хохотуний, примерно 180 сизых чаек и около 65 озёрных чаек. Поскольку учёт 28 февраля показал отсутствие ночёвочных скоплений чаек в других известных местах ночёвок, это количество птиц, очевидно, можно считать численностью чаек, зимовавших в Москве (весьма вероятно, также и в ближнем Подмосковье) в сезон 2009/10 года. Причём численность «серебристых» чаек могла быть даже несколько большей, поскольку эти птицы, судя по прежним наблюдениям, нередко появляются в местах ночёвок уже в темноте, когда заметить их практически невозможно. Интересно, что количество учтённых в 2010 г. на ночёвке чаек было очень схожим с численностью ночующих чаек в 2009 г. Тогда 3 марта В.А. Зубакиным учтено 830 «серебристых» чаек, 162 сизых чайки и около 50 озёрных чаек. Птицы концентрировались на ночёвке № 2. Ночёвка № 1 в тот вечер не функционировала, а область ночёвки № 3 была покрыта сплошным льдом. Данных по ночёвкам №№ 4 и 5 на начало марта 2009 г. мы не имеем.
Интересно, что ночёвочное скопление № 1 расположено в том месте, где чайки нередко скапливаются на воде вечером в осеннее время, перед перемещением на ночёвку на корпуса ЗИЛа, а зимняя ночёвка № 3 – в месте периодического вечернего скопления чаек перед перелётом в место ночёвки на корпуса завода «Москвич» (об осенних ночёвках чаек смотри «Новости программы Птицы Москвы и Подмосковья № 4, сентябрь 2006 г.»). В связи с этим встает вопрос о возможной ночёвке хотя бы части зимующих чаек также и на корпусах этих заводов. К сожалению, подобными данными мы не располагаем; заметим лишь, что в отличие от осеннего времени, направленного полёта чаек зимой вглубь территории ЗИЛа мы не наблюдали, как и взлётов стай чаек с корпусов завода. Не исключено, впрочем, что чайки могли перелетать на корпуса уже в темноте, когда заметить их не представлялось возможным. В этой связи интересны взлёты чаек в темноте с ночёвочного скопления № 1, которые наблюдались не только 28 февраля 2010 г., но и в предшествующие годы.