Зилаирское плато, где стучат топоры…

Полежанкина П.Г.

научный сотрудник Лаборатории экологии и управления поведением птиц

Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН,

IPEE.PP@gmail.com

Научно-популярный журнал «Экология и жизнь». М., июль 2011. № 7. С. 68-71.

Мне хотелось бы рассказать читателям журнала «Экология и жизнь» об одном из красивейших мест на территории Республики Башкортостан – Зилаирском плато. Находится оно на юге Башкирии. Находится оно на юге республики. От Уфы – столицы республики, доехать до него можно автобусом или автомобилем, на что уйдёт около 7-8 часов.

Зилаирское лесостепное плато располагается между широтным течением реки Белой на севере, Губерлинскими горами на юге, долиной реки Большой Ик на западе, и рекой Сакмара на востоке (фото 1). Оно возникло в результате медленного поднятия равнины в период палеогена. Абсолютная высота плато составляет 300-600 м. Рельеф восточной части плато выровнен, на западе имеет грядовой характер. Плато сложено главным образом осадочно-вулканогенными породами.

Фото 1.

Вершины крутых увалов и северные склоны покрыты смешанными кленово-липово-ильмовыми лесами, средние микрозоны – дубовыми и берёзовыми лесами, южные и западные склоны – петрофитными вариантами кустарниковых степей. По восточной окраине Зилаирского плато проходит граница дубовых и липовых лесов. Освоенность территории в целом высокая: коренные леса заменены березняками (фото 2) и осинниками, лиственничников осталось мало.

Фото 2.

Уникальное явление природы – леса Зилаирского плато, которым, собственно, и заканчиваются Уральские горы. Таких лесов близко не найти, не увидеть – пройди хоть тысячу километров на восток, юг, и запад: всюду степи, степи, украшенные разве лишь небольшими берёзовыми колками (фото 3)... Наши леса являют собой не только огромное богатство в виде строительных материалов, химического сырья, основы для производства самых разнообразных лекарств – они заключают в себе и множество других функций, не менее, а более важных: здесь формируются запасы влаги, дающие жизнь и питающие многочисленные реки, рвущиеся из горных ущелий и находящие себе успокоение на равнинах. Зилаирское плато – ещё и ареал существования богатого животного и растительного мира.

Фото 3.

В Зилаирском и Кугарчинских районах производится интенсивная рубка леса. «Кругляк» необработанным отправляется КАМАЗами в Зауралье республики и в Оренбургскую область. Вырубаются преимущественно сосняки (фото 4). Предпочтение «красному дереву», как называют сосну степняки, обуславливается её высокими потребительскими качествами как материала, пригодного и для строительных целей, и для изготовления мебели.

Фото 4.

С вырубкой леса исчезают местообитания и токовища глухарей. Существенно по сравнению с 70-80 годами XX века снизилась также численность тетерева, ныне в Зилаирском районе практически не встречающегося (ситуация чуть лучше в лесостепных ландшафтах Зианчуринского района, где при прохождении практически каждого учётного маршрута, длиной 5-7 км можно встретить несколько особей тетерева).

Если в конце XX века причиной снижения численности боровой дичи считали результат охоты (браконьерства в том числе), то наблюдения последних 10 лет указывают на то, что отстрел (по крайней мере, на территории республики) не является главным лимитирующим фактором. В основном охотится малая часть местного населения. Лет тридцать, даже двадцать назад в Кугарчинском или Зилаирском районах только один охотник отстреливал в день по несколько десятков птиц. И численность их из года в год держалась на одном уровне. По данным Валуева Виктора Алексеевича – директора зоологического музея Башкирского госуниверситета, председателя Башкирского орнитологического общества и Башкирского отделения Союза охраны птиц России, например, в Зилаирском районе можно было встретить тетеревов, усыпавших 2 гектара так, что не было видно земли. В Кугарчинском районе в зимнее время серые куропатки врывались табунами в деревню, следуя за возом сена.

В отличие от сосны невостребованными остаются запасы берёзы, осины, дуба (фото 5). Половина березняков находится в переспелом состоянии и может служить людям разве лишь в качестве дров. Осиновые массивы на 90-95% поражены грибком. Зимой из-за снега, летом и осенью из-за травы бедственное положение лесов не так заметно. Удручающий вид имеют старые лесные массивы по весне сразу после схода снегов, когда обнажаются все болячки нашего лесного друга – останки отживших своё, поваленных ветром деревьев, кучи наломанных бурями за зиму сучков... Старые деревья не только захламляют леса, обезображивают их, заражают болезнями, они замедляют или прекращают наращивание древесной массы лесов... А это уже являет из себя начало многочисленных экологических и экономических проблем. Потому задачи организации переработки переспелых лесов, очистки массивов от валежника, сухих, больных деревьев были, есть и будут в ряду наиважнейших для всех жителей лесного края.

Фото 5.

Но не всё так печально, сохранились ещё участки нетронутой природы. Одна из самых малопосещаемых людьми территорий на Зилаирском плато – хребет Дзяутюбе (фото 6). В народе этот хребет называют Шайтан-тау, что в переводе с башкирского означает «Чёртова гора», так как по сравнению с окрестными территориями там часто дуют сильные ветра и бывают резкие перепады температуры. В меридиональном направлении он вытянут на 41 км, в поперечнике не превышая 13 км. Максимальная высота составляет 619 м, минимальная – 210 м. Южная половина хребта находится в пределах Оренбургской области и вошла в состав государственного заповедника «Шайтан-тау» площадью около 10 тыс. га. На территории Хайбуллинского района Башкирии с 1965 г. существовал комплексный памятник природы «Гора Шайтан-тау», а до 2005 г. – заказник «Шайтан-тау».

Фото 6.

Хребет Шайтан-тау позволяет увидеть, что Уральские горы рождались дважды. В конце палеозоя они возникли в результате мощного складкообразования и достигали высоты 7-8 км. В мезозое горы практически прекратили свое существование и превратились в равнину, местами даже затопленную морем. Второе рождение Уральских гор связано с эрозионным расчленением мезозойского плато речной сетью в плиоцен-четвертичное время. В результате возник феномен такого ландшафта, при котором равнины оказались выше гор!

Шайтан-тау примечателен прежде всего тем, что это один из немногих участков Южного Урала, не затронутый влиянием техногенной цивилизации. Ранее, до перестроечных времён, вдоль западных отрогов хребта на прилегающей лесостепной территории проводился интенсивный выпас скота. Один из населённых пунктов – деревня Идельбаково – в просторечье называется Овцеводом. И не случайно. По рассказам местных жителей, идельбаковский колхоз содержал тысячные стада овец. Теперь же за пару дней пути вдоль хребта можно встретить разве что два-три небольших, до 100 голов, стада коров. Овец ныне почти не содержат. Часть деревень, находящаяся по западным отрогам хребта, исчезла (фото 7).

Фото 7.

Хребет Шайтан-тау до сих пор является одним из малоизменённых уголков горной дубравной лесостепи, уникальной для всей России. В рамках «Концепции развития системы охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан» планируется создать заповедник «Шайтан-тау», основными объектами охраны которого должны стать старовозрастные леса, участки степей, отдельные виды растений и животных горно-лесостепного комплекса.

Исследованиями фауны на Зилаирском плато в течение ряда лет занимался известный отечественный зоогеограф Сергей Васильевич Кириков. На плато он провёл не один полевой сезон в начале 30-40-х годы XX века. Еще в 1977 г. он обосновал необходимость организации на хребте Шайтан-тау лесостепного заповедника.

Нами в 2006-2010 гг. изучалась орнитофауна Зилаирского плато (фото 8). Общая протяжённость 199-дневного маршрута на территории исследования составила более 1200 км. Из «официальных» редких для Республики Башкортостан видов птиц (Красная книга Республики Башкортостан, 2004) отмечено 24 вида: чернозобая гагара, лебедь-кликун, лебедь-шипун, огарь, степной лунь, беркут, могильник, степной орёл, большой подорлик, орлан-белохвост, сапсан, белая и серая куропатки, серый журавль, филин, бородатая неясыть, сизоворонка, удод, серый сорокопут, белая лазоревка; также охотниками на весеннем пролёте наблюдались краснозобая казарка, обыкновенный гоголь, луток и большой кроншнеп. В Красную книгу Российской Федерации (2001) из них занесено 14 видов: чернозобая гагара, краснозобая казарка, степной лунь, степной орёл, большой подорлик, могильник, беркут, орлан-белохвост, сапсан, среднерусская белая куропатка, большой кроншнеп, филин, обыкновенный серый сорокопут и европейская белая лазоревка (фото 9).

Фото 8.

Фото 9.

Попутно с исследованиями орнитофауны нами отмечены редкие и нуждающиеся в особой охране виды насекомых – подалирий (фото 10), махаон, павлиний глаз дневной) и растений – рябчик русский (фото 11), тюльпан Биберштейна (фото 12), горицвет весенний.

Фото 10.

Фото 11.

Местности, где сходятся несколько зон и ландшафтов особенно интересны для изучения, так как в таких местах обычно проходят границы распространения животных, наиболее характерных для тех или иных зон и ландшафтов. На Зилаирском плато типично лесные виды животных (бурый медведь, лось, рысь, белка-летяга, лесная куница, глухарь) соседствуют со степными (байбак, степная сеноставка, слепушонка, степная мышовка, рыжеватый суслик, большой тушканчик). Именно поэтому необходимо сохранить уникальную природу Зилаирского плато, не дать пропасть соснякам в Зилаирском, и дубовым лесам в Зианчуринском районах республики.

Наши коллеги
BirdLife International