"Берегите птиц!" (Биктимерова Л.Б.)

Учитель английского языка

МБОУ СОШ д. Нуркеево Туймазанского р-на РБ

Биктимерова Лилия Борисовна

Берегите птиц!

Объяснительная записка.

Обоснование проблемы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы.
  2. Осознание себя, как части природы.
  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  5. Воспитание активной жизненной позиции.
  6. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
  7. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
  8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Тема классного часа: Берегите птиц!

Цели и задачи:

• образовательная: формировать у учащихся мыслительных процессов на основе решения заданий на классификацию и обобщение; познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц; развивать речь учащихся;

• развивающая: развитие заинтересованности, расширение кругозора учащихся;

• воспитательная: привитие интереса к историческим памятникам, чувства уважения к науке, чувства товарищества; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Вид урока: классный час.

Формы и методы обучения: практическая работа на рабочем месте, индивидуальная работа около доски, коллективная работа, групповая работа, устная работа.

Возраст учащихся: дети среднего школьного возраста (5-7 классы).

Место урока в учебном плане: внеклассное мероприятие.

Оборудование: Книги, открытки, иллюстрации с изображениями птиц, рисунки детей. Проектор, компьютер и интерактивная доска, презентация-проект

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.

Демонстрируется страница 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте, ребята отправимся с вами ... за чудесами! Да, да, да за чудесами!

На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Учитель: Ребята, почему птиц называют пернатыми солистами? Где можно услышать пение птиц? Где можно увидеть птиц?

Дети: В лесу, на поляне, в чаще, у реки.

Учитель: Давайте вспомним, кто, как разговаривает.

Дети: Ку-ку – кукушка, чик-чирик – воробей, кар-кар – ворона, га - га – гуси, кукареку – петушок и т.д.

Учитель: Я знаю, ребята, что вы пришли в эту страну с непустыми руками, а принесли с собой интересные фотографии, книжки, рисунки и сообщения.

( Выслушиваются сообщения учеников)

Ученик 1:

Птицы - третья группа животных, освоивших активный полет. Сначала в воздух поднялись насекомые. Затем в мезозойскую эру к ним присоединились летающие ящеры - птерозавры. В наши дни лидеры среди летающих позвоночных - птицы. Что позволяет им так свободно и легко летать?

Прежде всего, птицы избавились от лишней массы тела. У них нет мочевого пузыря. Зачем копить ненужную жидкость? У птиц исчезли зубы. В результате челюсти стали легкими, а череп - ажурным. Работу челюстей стал выполнять мускульный желудок. Его прочные стенки способны перетирать проглоченную пищу, например, зерна. Кости птиц пористые и тонкие. Вместо длинного хвоста у птиц маленький копчик, состоящий из нескольких слившихся позвонков. Великолепный обзор и подвижность головы обеспечивает длинная шея. Совы, например, могут повернуть голову назад, не меняя положения туловища!

(слайд № 3)

1. Сова

Неясыть относится к отряду сов. Совы могут повернуть голову назад, не меняя положения туловища.

У птиц отличное зрение. Их ребра тонкие и плоские. Грудная клетка похожа на плетеную корзинку - она легкая, но прочная. К ней крепится киль - кость, необходимая для присоединения мощных грудных летательных мышц. Для их работы необходимо много энергии, поэтому у птиц очень высокая скорость переработки проглоченной пищи. Например, дрозд переваривает и усваивает проглоченные им ягоды в течение одного школьного урока - всего за 45 минут!

(слайды № 4, 5, 6, 7)

1. Дрозды

ВСЕ ДРОЗДЫ ОЧЕНЬ ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ

ДРОЗД ПЕВЧИЙ

НАСТОЯЩУЮ ПЕСНЮ ДРОЗДА ИНОГДА ПУТАЮТ С СОЛОВЬИНОЙ

ДРОЗД-РЯБИННИК

ДРОЗД ЧЁРНЫЙ

ГНЕЗДО ДРОЗДА

ГНЕЗДО ДРОЗД МАСТЕРИТ САМ: ИЗ ТОНКИХ ПРУТИКОВ, СТЕБЕЛЬКОВ, МХА, ТРАВЫ, ЛИШАЙНИКОВ

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что травоядных птиц нет, поскольку в траве слишком мало энергии. Пищеварительные соки птиц действуют очень быстро и эффективно. У марабу они полностью растворяют проглоченные кости, а у бакланов и уток - рыбью чешую. Птицы теплокровны. Температура их тела не зависит от окружающих условий. Более того, она часто выше температуры тела человека. У воробья она составляет почти 42 °C. Состояние человека при такой температуре близко к смертельному. У скворца кровь еще горячее - 44 °C!

(слайд № 8)

  1. Скворец

Температура тела у скворца 44°С. Для поддержания такой высокой температуры нужно много энергии, поэтому у птиц очень высокая скорость переработки пищи.

Учитель:

Зато продолжительность жизни большинства птиц невелика. Некрупные певчие птицы живут менее двух лет. Какие певчие птицы вы знаете?

( ответы учеников: скворцы, свиристели, соловьи, колибри, жаворонки)

Учитель: Какие вы молодцы! Вы не только теперь знаете птиц, но вы также сможете определить их по внешнему виду.

(слайды № 9,10-18)

Ученик 3:

4.Колибри

Длинна тела некоторых колибри всего 5,5 см, а вес всего-1,6 кг. Питаются нектаром цветов или мелкими насекомыми. Гнездо карликового колибри примерно в 2 раза меньше скорлупы грецкого ореха.

Ученик 4:

5.Соловей

МОЛОДЫЕ СОЛОВЬИ УЧАТСЯ ПЕТЬ ОТ СТАРЫХ. В КАЖДОЙ МЕСТНОСТИ СВОИ СОЛОВЬИНЫЕ ПЕСНИ. ОСОБЕННО СЛАВЯТСЯ КУРСКИЕ СОЛОВЬИ. ТО ЕСТЬ ТЕ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ПОД ГОРОДОМ КУРСКОМ.

НАРОДНАЯ ПРИМЕТА ГОВОРИТ, ЧТО СОЛОВЬИ НАЧИНАЮТ ПЕТЬ, КОГДА МОГУТ НАПИТЬСЯ ВОДЫ ИЗ БЕРЁЗОВОГО ЛИСТИКА. ТО ЕСТЬ КОГДА ЛИСТ БЕРЁЗЫ, НАСТОЛЬКО ВЕЛИК, ЧТО НА НЕМ УМЕЩАЕТСЯ КАПЛЯ РОСЫ.

САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕСЕН СОЛОВЬЯ – СУМЕРКИ. СОЛОВЬИ ПРИЛЕТАЮТ К НАМ ВЕСНОЙ И НАЧИНАЮТ ПЕТЬ.

Ученик 5:

6. Иволга

ОКРАСКА ИВОЛГИ – МАМЫ, НЕСКОЛЬКО ОТЛИЧАЕТСЯ ПО ЦВЕТУ ОТ ОПЕРЕНИЯ ИВОЛГИ – ПАПЫ. НО ЕЕ ПЁРЫШКИ ВСЁ РАВНО ДОВОЛЬНО ЯРКИЕ. ТОЛЬКО НЕ ЖЕЛТЫЕ, А ЗЕЛЁНЫЕ.

ИВОЛГА ИЗВЕСТНА ТЕМ, ЧТО ПЕСНЯ ЕЕ, КРАСИВАЯ И МЕЛОДИЧНАЯ, ИНОГДА
ПРЕРЫВАЕТСЯ «КОШАЧЬИМ» КУПЛЕТОМ.
ПОЭТОМУ ИВОЛГУ ПРОЗВАЛИ - ЛЕСНОЙ КОШКОЙ.

Ученик 6:

7. Жаворонок

ЖАВОРОНОК ПРИЛЕТАЕТ К НАМ И НАЧИНАЕТ ПЕТЬ РАННЕЙ ВЕСНОЙ, КАК ТОЛЬКО ИЗ-ПОД СНЕГА ПОКАЖЕТСЯ ОТТАЯВШАЯ ЗЕМЛЯ – ПРОТАЛИНЫ.

ЖАВОРОНКА НИКОГДА НЕ УВИДИШЬ НА ДЕРЕВЕ. ОБЫЧНО ОН СИДИТ НА ЗЕМЛЕ ИЛИ НА КОЧКАХ.

Учитель:

Издавна люди, подражая птицам, пытались подняться в небо. Однако первые построенные ими махолеты не могли оторваться от земли. Современные летательные аппараты - самолеты и вертолеты, летают не так, как птицы. Они не машут крыльями. Однако крыло летящей птицы работает и как крыло самолета, и как лопасть винта! Часть крыла птицы от предплечья до кисти имеет форму, похожую на профиль крыла самолета. Именно здесь в потоке воздуха и возникает подъемная сила крыла.

Ребята, а какая хищная птица напоминает вам летательный аппарат?

(слайд № 19)

8.Орёл

Орел - хищная птица. В длину достигает до 1 метра, а размах его крыльев - до 2, 4 метра.

Учитель: Мы с вами уже говорили о том, где живут птицы. А знаете ли вы, что птицы живут даже в Антарктиде.

Какие птицы живут в Антарктиде?

(варианты ответов детей)

(слайд № 20).

9.Пингвины

Пингвины обитают в Антарктиде и на близлежащих побережьях умеренного полюса Южного полушария.

Учитель: Знаете ли вы каких птиц называют санитарами леса?

(дятлы)

А что вы можете рассказать о дятлах?

(слайд № 21-23)

Ученик:

10. Дятлы

ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДУПЛО, А ЗАОДНО И КОРМИТСЯ ЛИЧИНКАМИ ЖУЧКОВ ДРЕВОТОЧТЦА.

ЧТОБЫ ПОДМАНИТЬ ДЯТЛА, НАДО ПОСТУЧАТЬ ПО СТВОЛУ ДЕРЕВА ПАЛКОЙ.

ДЯТЛЫ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ ПО СТВОЛУ ДЕРЕВА СПИРАЛЬЮ. ДЛЯ ТАКОГО ПОЛЗАНЬЯ У ДЯТЛА ПРИСПОСОБЛЕНЫ ПАЛЬЦЫ НА ЛАПАХ. ДВА ПАЛЬЦА СМОТРЯТ ВПЕРЁД, А ДВА - НАЗАД. А КОГТИ ПОМОГАЮТ ДЕРЖАТЬСЯ НА ДЕРЕВЕ. А ПО ЗЕМЛЕ ХОДИТЬ С ТАКИМИ КОГТЯМИ НЕУДОБНО. ПОЭТОМУ НА ЗЕМЛЮ ДЯТЛЫ СПУСКАЮТСЯ ОЧЕНЬ РЕДКО.

ЗЕЛЁНЫЙ ДЯТЕЛ

БОЛЬШОЙ ПЁСТРЫЙ ДЯТЕЛ

КАЖДЫЙ ГОД ДЯТЕЛ ВЫДАЛБЛИВАЕТ ДЛЯ ГНЕЗДА НОВОЕ ДУПЛО И ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СПАЛЕН ПРО ЗАПАС.

Учитель:

Давайте, ребята, посмотрим, какие птицы существуют.

(слайды № 20-32)

11. Страус

Самая крупная из ныне живущих птиц. (Высота до 2, 5 метров, вес до 135 кг). Он отличный бегун. Скорость его достигает до 70 км/ч.

12. Попугаи

Попугаи какаду отличаются красивым опереньем и хохолком на голове. Легко обучаются разговаривать, кланяться и кружиться и выполнять танцевальные па.

13. Выпь

Выпь - птица семейства цапель. Она обитает вблизи болот и стоячих водоемов. Питается рыбой, лягушками, тритонами.

14. Киви

Киви - нелетающая птица, покрытая перьями, внешне похожими на шерсть. Обитают в густых лесах Новой Зеландии.

Это интересно!

Учитель: А знаете ли вы….

• Самая быстрая птица в мире - сокол-сапсан. Ученые зафиксировали случай, когда сапсан, устремившись сверху на добычу, развил скорость до 350 км/ч.

• Почти вся жизнь стрижей проходит в воздухе. Вылетев из родительского гнезда, молодой стриж отправляется в долгий полет и «совершает посадку» только тогда, когда приходит время обзаводиться своим собственным гнездом. Такие беспосадочные перелеты могут длиться до трех лет. За это время стриж успевает налетать почти полмиллиона километров.

• 2010 год является годом птицы - чибис.

Учитель: О какой птице говорят как о плохой матери? И почему?

(кукушка)

Учитель: Я знаю, что кто-то подготовил рассказ об этих птиц.

Ученик:

15. Кукушка

КУКУШКА НЕ ЛЮБИТ ПОКАЗЫВАТЬСЯ ЛЮДЯМ НА ГЛАЗА.

ПТЕНЦОВ КУКУШКИ РАСТЯТ И КОРМЯТ ДРУГИЕ ПТИЦЫ. ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ ТОЛЬКО И УСПЕВАЮТ ПОДКЛАДЫВАТЬ КУКУШОНКУ В КЛЮВ МОШЕК, БАБОЧЕК, ЧЕРВЯЧКОВ. И СКОРО ОН СТАНОВИТСЯ КРУПНЕЕ СВОИХ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

А теперь небольшая игра.

Представьте себе, ребята, что мы в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. Постарайтесь узнать по пению какая это птица.

(включить запись с голосами птиц)

- пение соловья;

- пение кукушки;

- пение орла;

-пение филина;

- пение жаворонка.

Учитель: Следующая ваша задача – отгадать загадки.

(Ребята по очереди отгадывают загадки)

Загадки.

· В лесу, под, щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись:……

(Дятел)

· И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ….

(Совы)

· Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…..

(Снегири)

· На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два огромные крыла

У хозяина……. (Орла)

· Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

· В лужах - отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки……(Щеглы)

· Рано-рано на рассвете

Средь листвы затрепещу,

То спою на зависть флейте,

То, как кошка, запищу. (Иволга)

· Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

Учитель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Как мы должны относиться к птицам? Молодцы.

Использованная литература:

1) Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия М., 2008.

2) Онегов А. Школа юннатов. М., Детская литература, 1990.

3) «Читаем, учимся, играем». Журнал. Вып. 1. 2008.

eZ Publish™ copyright © 1999-2024 eZ Systems AS