Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы
Методическая разработка урока по биологии на тему «Класс птицы»
Учитель СОШ №7
г. Туймазы
_________________________________________________________
Тема: Класс птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.
Цели урока:
- изучить внешнее строение птиц, используя разные виды наглядных материалов;
- развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний;
- воспитывать интерес к изучению биологии, внимательность, взаимоуважение.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, чучела птиц, таблица «Тип Хордовые. Класс Птицы», наборы перьев, рисунки, фотографии птиц.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Постановка проблемы
Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы - наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов. Вспомним для сравнения, что число современных видов амфибий равно 2000 видам, рептилий - 6000.
Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.
- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?
Верно, птицы - это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
III. Изучение новой темы
План:
1. Сходства и различия с пресмыкающимися
2. Особенности строения птиц
3. Предназначение клюва
4. Разнообразие ног птиц
5. Покровы тела
6. Строение перьев и их разнообразие
7. Разновидности птиц
1. Рассказ учителя. О сходстве птиц с пресмыкающимися свидетельствуют общие признаки:
1) тонкая, бедная железами кожа;
2) сильное развитие на теле роговых образований;
3) наличие клоаки и другие.
К числу прогрессивных черт, отличающих их от пресмыкающихся, относятся:
а) более высокий уровень развития центральной нервной системы, обуславливающий приспособительное поведение птиц;
б) высокая (41-42 градуса) и постоянная температура тела, поддерживаемая сложной системой терморегуляции;
в) совершенные органы размножения (гнездостроение, насиживание яиц и выкармливание птенцов).
2.Особенности строения
Эволюция птиц шла по единому пути, связанному с освоением воздушной среды. Полет как основной способ их передвижения наложил отпечаток на их внешнее и внутреннее строение (хотя сохранили также способность передвигаться по деревьям, по земле).
- На какие части можно разделить тело птиц?
Тело их расчленено на голову, шею, туловище и хвост. На небольшой голове расположены различные органы чувств. Челюсти лишены зубов и одеты роговыми чехликами, образующими клюв. Слайд 2.
3. Строение клюва. Чем она связано? (сообщение ученика) Слайды 3, 4.
4. Разнообразие ног у птиц. (Работа в парах с рисунками)
- каковы особенности строения задней конечности птицы?
- сколько пальцев на ногах птицы? Как они располагаются?
- чем объясняется такое разнообразие задних конечностей птиц?
Обсуждение выводов учащихся. Слайды 5-7.
5. Покровы птиц (Работа с материалом учебника и набором перьев. Заполнение таблицы в тетрадях)
Название перьев |
Расположение на теле |
значение |
|
|
|
Слайды 8-10.
Тело птиц покрыто перьями. Основу составляют контурные (состоят из стержня, очина, опахала) - они придают телу птицы обтекаемую форму. На крыльях они называются маховыми, а образующие плоскость хвоста - рулевыми. Под контурными располагаются с тонким стержнем - пуховые перья. Они лишены бородок 2-го порядка и соответственно не образуют сомкнутого опахала. Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка. Перьевой покров способствует сохранению постоянной температуры тела птиц.
6. Разнообразие птиц. Слайд 11.
VI. Закрепление знаний
Выберите правильный ответ
1. У птиц в отличие от пресмыкающихся есть
А) хвост
Б) шея
В) крылья
Г) когти
2. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к:
А) полету
Б) защите от хищников
В) размножению
Г) поиску корма
3. Покров тела птиц образован:
А) контурными перьями, пуховыми перьями и пухом
Б) контурными перьями, пуховыми перьями и пухом и роговыми чешуйками
В) только контурными и пуховыми перьями
4. пуховое перо в отличие от пуха имеет:
А) тонкий стержень и сохранившуюся часть опахала
Б) тонкий стержень и мягкие не сцепляющиеся бородки
В) тонкий стержень и опахало
V. Итоги урока.
Домашнее задание:
1. Изучить 26 параграф
2. Ответить на вопросы в конце параграфа
3. Подготовить сообщение на тему «Почему пингвины не могут летать и как это сказалось на их строении?»