С сайта «Общественная электронная газета» http://i-gazeta.com/news/region102/28001.html
24.01.2013
Автор: Евгения Сюткина (evgeniya.s)
В Госсобрании – Курултае Республики Башкортостан обсуждается законопроект о внесении поправок в закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан». Изменения вносятся в часть 1 статьи 12. Проектом предусматривается добавление к охотничьим ресурсам серой вороны, грача, сороки и дрозда-рябинника.
В Министерстве природопользования и экологии Башкирии считают, что эти виды птиц имеют в регионе большую численность и могут быть переносчиками многих заболеваний эпизоотического характера (криптококкоз, орнитоз, птичий грипп).
Выступая в Госсобрании, министр природопользования и экологии РБ Илдар Хадыев сказал:
- Серую ворону ранее уже разрешалось добывать. Грач и дрозд-рябинник считались условно охотничьими птицами, добыча которых разрешалась попутно. Сороку было предложено включить в «черный» список из-за того, что она разоряет гнезда тетеревов, куропаток и другой дичи.
Обсуждение законопроекта всколыхнуло общественность. Неужели такие безобидные птицы, как дрозды-рябинники, сороки и вороны, представляют собой страшную опасность, из-за которой их нужно отстреливать?
В пресс-службе Минэкологии на запрос «ОЭГ» ответили, что объявление этих птиц объектами охоты вовсе не значит, что все охотники бросятся их отстреливать. Меры по регулированию численности будут приниматься в случае возникновения эпизоотических ситуаций, то есть для принятия экстренных мер.
Как прокомментировали нашей газете в Госсобрании РБ, пока проект вынесен на первое чтение. Ко второму в него будут внесены существенные поправки. По мнению депутатов, ряд норм законопроекта, в том числе и внесение в охотничьи ресурсы указанных птиц, подлежит обсуждению со специалистами в этой области. Для этого в Госсобрании РБ создана рабочая группа, которая будет дорабатывать законопроект и внесет поправки ко второму чтению.
По этому поводу в нашей газете высказывает своё мнение известный в Башкирии орнитолог, кандидат биологических наук, председатель трёх общественных организаций: Башкирского республиканского орнитологического общества, Башкирского отделения Союза охраны птиц России и Башкирского отделения Московского общества испытателей природы, доцент кафедры зоологии Башкирского государственного университета Виктор Валуев.
- На днях мы провели в БГУ совещание, темой которого была защита животных и птиц. На нём присутствовали представители различных республиканских обществ. И мы в очередной раз пришли к неутешительным выводам – несмотря на то, что биоразнообразие в республике сохраняется, количество видов уменьшается.
У нас охоту открывать не на кого. Ворон становится всё меньше и меньше. Я помню 70-80-е годы, когда зимой вороны собирались в стаи по несколько десятков тысяч. Сейчас максимальная стая – в 200-300 особей. Это жалкие остатки тех стай, которые когда-то были. Стаи сократились в десятки раз. Они никому не вредят. Ворон уже впору спасать, а не охоту на них открывать.
Количество вообще всех видов птиц уменьшается из-за того, что у нас плохая экология. Природу травят. В городе газоны опрыскивают, чтобы одуванчики не росли. Одуванчики не растут, но яд попадает на семена спорыша. А этим спорышем питаются воробьи и голуби, это их основная пища в городах, всё остальное скашивают. В результате воробьев и голубей становится все меньше и меньше. Раньше голубей на каждой остановке транспорта было штук по 40. И масса воробьёв. Где они теперь? Вымерли все.
Скворцов уже практически в деревнях не осталось. Скворечники пустые стоят. Почему? Потому что жители применяют различные химикаты для того, чтобы вырастить лучший урожай. Земля отравлена, дождевые черви травятся, а ими травятся скворцы. В результате птицы делают неполные кладки яиц, птенцы погибают. Скворцов всё меньше и меньше.
В Башкирии есть редкая птица - южный подвид среднего кроншнепа. Три года назад во всём мире его было всего пять пар. Пять пар осталось из сотен тысяч, которые были известны в конце XIX века! Четыре из этих пяти пар живут на территории республики. И на них до сих пор открыта охота!
Отдельно про сороку. Кто сказал, что сорока разоряет гнезда других птиц? Надо же такое придумать! Тот, кто это придумал, в лесу-то был хоть раз? Мы ежегодно организуем экспедиции и проходим сотни километров в лесу и в поле. Сорока не разоряет гнёзда. Наоборот, она становится объектом добычи тетеревятников, сов и других хищников. Её очень мало в республике – летом и осенью её численность всего 90-100 тысяч особей, зимой бывает чуть больше.
Что касается утверждения, что эти виды птиц являются переносчиками многих заболеваний эпизоотического характера, то оно в корне неверно. Все перечисленные птицы – оседлые. Они не летают ни в Африку, ни в Азию, ни в Южную Америку. Как они могут быть переносчиками, например, птичьего гриппа? Максимум, что они могут перенести – это какого-нибудь жука с одного куста на другой, но никак не птичий грипп. А носителями орнитоза являются вообще все виды птиц. Так давайте будем отстреливать и канареек, и чижей!
У нас в республике не на кого охотиться! Птиц нужно охранять и восстанавливать популяции, а не уничтожать последних.